Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Человеческая способность, которую мы иногда не замечаем, - это способность, которая развивается у нас с детства. В тех редких случаях, когда люди лишены этой способности, их жизнь резко меняется. С возрастом эта способность становится настолько важной, что любая ошибка может вызвать в нас желание полностью избавиться от нее. И в старости потеря этой способности может стать болезненным началом разрушения нашей личности. Речь идет о нашей памяти. Наша память ставит на карту все детали нашей жизни, она формирует нашу индивидуальность.
Наша память – это мы сами. С самого рождения наш мозг обладает замечательными свойствами, он взаимодействует с окружающей обстановкой и постоянно изменяется под влиянием приобретенного нами опыта. За время жизни мы проводим в среднем 58 отпусков, заводим 1700 друзей и знакомых, прочитываем 2100 книг и просматриваем 5800 кинофильмов, в нашей голове хранится не просто коллекция фактов и цифр, это опыт, который и формирует нашу жизнь и все это благодаря почти мистическому процессу. Создавая новые связи между собой, клетки нашего мозга не только реагируют на обстановку, они записывают ее, они создают наши воспоминания.
Память обладает важным свойством: она создает наше прошлое, она обеспечивает наше будущее, она помогает решать проблемы и, конечно же, дает нам язык. Привычка запоминать кажется нам второй натурой, она не возникает сама по себе. Обычно у взрослых мало детских воспоминаний, пока им не исполнится пять лет. Это детская амнезия. Люди почти не помнят себя в течение трех лет или меньше. Прежде чем дети начнут вспоминать, что с ними произошло, они должны развить чувство собственного «Я». Это триггер автобиографической памяти. Воспоминание о том, что происходит, может присутствовать до этого, мы можем вспомнить все события, кроме тех, которые произошли с нами, это всего лишь события. Появление чувства собственного достоинства, позволяет лучше запомнить эти события, они становятся не безличными, а автобиографическими. Это фундаментальная составляющая человеческой личности, поворотный момент, когда мы начинаем вспоминать события нашей жизни, из которых формируются этапы биографии. Несмотря на то, что к пятилетнему возрасту, мы обладаем таким сложным навыком, анатомическая основа памяти формируется лишь частично, она будет развиваться в детстве, мы будем воспринимать ее как должное, тогда без чего трудно представить жизнь.
Проблемы с нарушениями памяти и внимания всегда были в центре внимания психопатологических и патопсихологических исследований. Спектр проблем нарушений этих психических процессов при локальных поражениях головного мозга достаточно широк, а описания различных форм нарушений (и аномалий) памяти и внимания при различных патологических состояниях многочисленны в клинической литературе.
Цель: рассмотреть медиальные отделы коры и их роль в регуляции психических состояний.
Задачи:
- дать характеристику поверхности полушарий мозга;
- рассмотреть синдром нарушения памяти и сознания при поражении медиальных отделов мозга.
1. Характеристика поверхности полушарий мозга
Поверхность коры полушарий головного мозга покрыта бороздами и расположенными между ними складками - извилинами. Большая часть коры полушарий скрыта от обзора в углублениях борозд. Формы борозд у разных людей могут отличаться, однако определенные борозды достаточно схожи и могут служить описательными ориентирами. Самые глубокие-латеральная (сильвиева) и центральная (роландова) борозды.
Эти борозды разделяют полушария на четыре доли (в боковой проекции) двумя воображаемыми линиями. Первая линия проходит от латеральной борозды назад, вторая - от верхнего края теменно-затылочной борозды к предзатылочной вырезке, расположенной в нижней границе полушария (борозда и вырезка обозначены на рисунке ниже). Выделяют лобную, теменную, затылочную и височную доли мозга.
Наиболее выступающие участки лобной, затылочной и височной долей образуют полюса полушарий головного мозга.
При удалении краев латеральной борозды (покрышки) открывается доступ к островку головного мозга. В статье по эмбриогенезу головного мозга отмечено, что во время развития конечного мозга плода островок мозга остается относительно «неактивным».
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Зейгарник Б.В. Патопсихология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Академия, 2005.
2. Жмуров В.А. Психопатология. - Ниж.Новгород: Медицинская книга,2002.
3. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2008.
4. Рубинштейн С.Я Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2003.
5. Хомская Е. Д Нейропсихология: 4-е издание. - СПб.: Питер, 2005.